Изобретатель скейтборда миру неизвестен. Известно, что первыми испытателями были серфингисты, которые в пятидесятых годах, когда они к серфовой доске прикручивали распиленный на две половинки роликовый конек. Серфингисты воспринимали свое изобретение как возможность тренироваться на суше. Смысл изобретения состоял в том, чтобы устоять на доске, а главное объезжать препятствия. В шестидесятых годах даже появилась команда под названием «Super Surfer Skateboard Team». В 1964 году появился первый скейтбордический журнал «Skateboarder». Его основали ребята из журнала “Serfer”. Индустрия скейтбордического движения заработала в семидесятых годах. В 1974 году были выпущены первые полиуретановые колеса, подвески. В эти же годы появились первые дэки, которые были из кленового шпона. Стал зарождаться верт-скейтинг - скейтеры начали оккупировать бассейны. В конце семидесятых появилась доска, у которой был загнут не только тэйл, но и нос. С тех пор эта форма стала стандартной для всех фирм. В начале 80-х скейтеры вышли на улицу. Это была новая манера катания и вызовом профессионализации катания в рампе. В 90-х смешались все стили катания. Появились первые доски со сликом. Сейчас существует множество фирм, производящих не только доски, подвески, колеса, одежду для катания, но и существует индустрия скейт-видео, где снимаются звезды мирового скейтборда. История и развитие скейтбординга на пост-советском пространстве В большой Советский Союз скейтбординг пришел в начале 80-х годов. На улицах городов стали появляться подростки с роликовыми досками. Обычно на большую компанию приходилась 2-3 доски. В то время военные заводы стали интересоваться новой игрушкой и вскоре скейты начали производить в Вильнюсе они назывались «RULA», в Риге -- «RIPO», в Ленинграде -- «Вираж», в Пензе - «Старт», в Краматорске - «Восток», в Рыбинске -- «РПОМ». К началу годов объем производства скейтов в Советском Союзе достиг несколько миллионов штук. В 1987-1988 годах по Союзу прошли ураганом два американских фильма: «Достигая невозможного» и «Столкновение», где скейтеры показывали стрит. В Советском Союзе тоже сняли фильм. Он назывался «Приморский бульвар». Одесская киностудия пригласила на съемки трех саратовских скейтеров, которые только-только вернулись с соревнования в городе Брно (Чехословакия). Именно слалом был первым шагом в развитии скейтборда. Крупные соревнования по слалому начали проводиться раньше, чем по стритстайлу (уличный стиль катания). Быстрому развитию слалому послужило знакомство советских скейтеров с шведом Яни Седерхелл. Надо отдать ему должное - он много сделал для развития скейтборда в Союзе. Его спонсором была фирма «Криптоникс», которая занималась изготовлением полиуретановых колес. Он всегда возил с собой комплекты колес и раздавал их или посылал по почте. Яни также издавал на свои деньги журнал «Slalom» -- небольшое по формату черно-белое издание. Именно там появлялась первая информация о соревнованиях в Союзе. В конце 80-х в Союзе существовало несколько центров по развитию скейтборда: Ленинград, главой которого был Анатолий Мацукевич; Саратов - предводителем стал бывший хоккеист Юрий Фомин; Харьков во главе со Стасом Мироненко; Рига с Гинтсом Гайлитисом. В этих городах существовали региональные федерации и клубы. Москва долгое время не играла особой роли. Там был очень сильные фристайлист Андрей Ерин, который подготовил чемпиона России по фристайлу 1991 года Андрея Лаврова (известный в сноубордических кругах Перестрелка). В основном все клубы удерживались за счет энтузиазма. Стали проводится соревнования. В конце апреля - Харьков, в мае - Рига, в июне - Ленинград, в августе - Саратов. Москва не проводила крупных соревнований. Соревнования проходили по слалому. Самыми крупными и, если можно так сказать, престижными были соревнования в Саратове. Они проходили на высоком организационном уровне и всегда с огромным количеством спонсоров. Здесь скейтбордическому движению активно помогал комсомольский работник и впоследствии заместитель главного редактора крупной молодежной газеты Игорь Голишников. В 1991 году в Саратове проходит Кубок Союза. Это были очень крупные соревнования. Спонсорами выступили около 20 предприятий города и российское представительство компании «Пепси-кола». Эти соревнования освещали крупные средства СМИ: программа «Марафон-15» с Сергеем Супоневым, европейская группа американского канала «Супер Чэннел», английский скейт-журнал «RAD», газеты «Комсомольская правда» и «Советский спорт». Именно в Саратове впервые в Союзе появилась трехметровая рампа и 2,5-метровая мини-рампа. Но соревнования по стритстайлу начали проводиться лишь в 1992 году. И сразу же появился до сих пор непревзойденный лидер - Дмитрий Беляев из Ленинграда. Его соперником и одновременно другом был Николай Емельянчик. Вообще в Саратов любили ездить все. Дело не только в соревнованиях. Организаторы продумывали и отдых. Каждый день или дискотека на теплоходе по Волге, или пикник шашлыками на одном из безлюдных островов великой русской реки. В начале 90-х годов в Ленинград приехала звезда мирового скейтборда Родни Маллен. Все стритстайлисты и фристайлисты были счастливы с ним покататься. На Открытом Кубке Поволжья в 1993 году впервые чемпионом России в рампе стал Роман Дырин (Акробат - тоже известная личность). Он собрал команду Activity. Его стала поддерживать Наталья Бондаренко - президент Российской федерации ролл-спорта. Но как федерация эта организация никогда не работала. Но именно они способствовали в поднятии Москвы на тот уровень, на котором она сейчас находится. Российской федерации скейтборда организовать так и не получилось. Конечно, такая мысль была. Была также и конкуренция между Саратовом и Питером на право быть столицей скейтборда и, естественно, была борьба за право быть ее (федерации) президентом, между Юрием Фоминым и Анатолием Мацукевичем. Но не сложилось. Затем наступило время экономического спада в России, и скейтборд зачах. Современная история российскгого скейтборда начинается в 1996 году, когда в Москве празднуется День города. Все та же Наталья Бондаренко и Андрей Пшеничный (он делал чертежи для ролледрома в «Лужниках») установили первое стрит-оборудование и рампу и пошло… Появились заинтересованные люди, готовые вкладывать деньги в это движение. В Москве абсолютно нет проблем купить настоящую фирменную доску, на рынке представлено очень много известных фирм, открываются скейтпарки и крытые и под открытым небом, появились таблички, запрещающие кататься в том или ином месте на скейтборде, выпускаются русские скейтбордические журналы. Появились и первые про-райдеры. В основном команды скейтеров собирают магазины, занимающиеся этим направлением. В Украине развитие не шло и не идет так бурно как в России. Развитие начиналось в двух городах страны - в Харькове и в Ялте. В Харькове скейтборд получил свое развитие немного раньше чем в Ялте. Первый был силен слаломистами, второй своими стритстайлистами. Если говорить о стритстайле (на данный момент на территории бывшего Союза практически не осталось слаломистов), то в 1993 году Игорь Русанов провел в Севастополе, Ялте и Симферополе 9 соревнований засчет того, что лето приходит очень рано и уходит очень поздно. На соревнованиях смогли побывать многие сильнейшие личности Москвы, Саратова. Доски доставались как и везде в то время. Кто-то привозил из-за границы. Сейчас скейтбордическое движение в Украине только лишь набирает силу. Украинский скейтборд отстает от российского в своем развитии на несколько лет. В Ялте, Харькове есть группы ребят, которые летом не забывают про скейт. В Киеве постоянная тусовка насчитывает человек тридцать. Знаменательным событием в Киеве стоит считать открытие этой зимой крытого скейт-парка. Его открыл роллер Дмитрий Чумаков. Доски, как и раньше, приходится доставать и покупать за границей, или в той же самой Москве. Или, был вариант, покупать у местных производителей. До последнего времени производством досок занимался Алексей из Харькова и Андрюха из Киева. Много приезжает в Украину иностранцев. Дети послов или работников посольств нередко катаются на скейтборде. Одним таким ребенком был Дюк. Он швейцарец. Благодаря Дюку у ребят появлялись доски и комплектующие к ним. Сейчас он живет в Риме, но он полюбил Киев и периодически старается приезжать. На Новый год он ездит в Карпаты покататься на сноуборде. Периодически он присылает скейтбордические журналы и видео. В прошлом году в одном из киевских магазинов появились дешевые иноземные скейты, но они почему-то ломались от прыжков. Они даже не выдерживали олли. Остается надеется, что кто-нибудь заинтересуется вкладыванием средств в скейтборд и у нас появятся скейт-шопы, станут доступными скейт-журналы. Но Украине пока везет в одном: нигде нет табличек, запрещающих кататься на скейтборде.